«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Нормативно-правовая база
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Наличие оборудованных учебных кабинетов,
объектов для проведения практических занятий,
библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗоборудованы кабинеты учителей-логопедов,
педагога-психолога, физкультурный зал, кабинет
хореографии, музыкальный зал, изостудия.
Обеспечение доступа в здание ДОУдетей-инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно приказа Министерства образования от9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно
проводится комплекс мероприятий по обеспечению
доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с
ОВЗ:
- приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности
- систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками,
задействованными по вопросам, связанным с
обеспечением доступности;
- по результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным
законодательством РФ требованиям;
- разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий
перечень мероприятий, реализуемых для достижения
запланированных показателей доступности:
содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и
выходе из него, информирование о доступных
маршрутах общественного транспорта, адаптация
официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями
зрения (версия для слабовидящих), наличие
откидного пандуса, контрастных лент, плоских
информационных знаков.
питание в соответствии с примерным 10-дневным
меню. Питание детей осуществляется в
соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ
15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с
ОВЗ осуществляется на общих условиях.
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗПланирование и проведение работы по охранездоровья воспитанников осуществляется в двух
направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется старшей медицинской сестрой.
Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется
достаточное количество медикаментов для оказания
первой неотложной помощи, здесь же происходит
осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны
здоровья воспитанников проводятся следующее
мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их
заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13
разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного
сна.
- составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся
экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья
осуществляется через совершенствование
физического развития детей на физкультурных
занятиях.
В детском саду проводятся: утренняя
гимнастика, подвижные и малоподвижные игры,
гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня
ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается
возможность для двигательной активности детей,
виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Новинка: интернет-библиотека «Классика книги»
Система федеральных образовательных порталов
http://www.school.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал
http://ege.edu.ru/— Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)
http://www.ict.edu.ru/ — Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании
http://www.en.edu.ru/ — Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика)
http://www.ecsocman.edu.ru/ — Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://www.law.edu.ru/ — Российский образовательный правовой портал
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
Наибольшую образовательную ценность представляют следующие бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ:
- https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
- https://uchi.ru/teachers/stats/main — отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
- https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
- https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
- http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
- https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
- https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
- Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей — https://uchi.ru/